Фамильные храмы

В Китае издавна существовал культ предков. Считалось, что если ублажить духов предков, то они оберегут семью от бед и невзгод, поэтому храмы в честь предков занимали особое место среди прочих культовых построек в Китае. Кроме того, в Поднебесной всегда были сильны родовые традиции, поддерживаемые конфуцианством и правилами благопристойного поведения «ли».

Часто все жители одного села были связаны родовыми узами и носили одну или несколько фамилий, образуя родовой клан. Постепенно в родовом клане формировались фамильные традиции, устои, собственная система поощрения и наказания, которым неуклонно следовали все члены семьи. В конфликтных ситуациях последнее слово всегда было за наиболее престижным представителем старшего поколения. Иерархия внутри семьи вообще строго соблюдалась, а любые нарушения считались неслыханной дерзостью, за которую провинившегося могли исключить из клана. В семье четко разделалась принадлежность к определенному поколению (отцы, дети, внуки), происхождение от главной или другой жены, взаимоотношения между старшими и младшими, господами и прислугой.

Каждый крупный родовой клан имел свой родовой храм, а зажиточные семьи могли позволить себе иметь собственный фамильный храм или кумирню, где совершали жертвоприношения в честь предков.

В том числе родовые и домашние храмы играли роль своеобразного клуба: здесь устраивали домашний суд над провинившимися, выносили «приговоры», в праздники устраивали представления и увеселительные мероприятия. Таким образом, фамильно-родовые храмы служили одновременно и низовыми учреждениями, где вершился «нравственный суд», и местом для светского общения.
Один из таких семейных храмовых комплексов сохранился в деревне Танъюэ недалеко от арочного комплекса. Это храмы Нюсы и Наньсы, или Цинъи (Qingyi) и Дуньбэнь (Donben), принадлежащие клану Бао. Эти и другие храмы вместе с мемориальными арками и старинными резиденциями называют «тремя чудесами архитектуры Хуэйчжоу».

В деревне Бэйань недалеко в уезде Шэсянь находится фамильный храм Ванкоу, восстановленный в 1826 году. Он славится своими просторными залами и тонкой деревянной резьбой. Здесь удивительно приятная атмосфера – вокруг тишина и пахнет лесом. В храме сохранилось два наиболее ценных образца резьбы по дереву. На одном из них вырезан пейзаж Западного озера в Ханчжоу, а другой изображает около сотни оленей в разных позах, бегущих по лесу. Тонкие линии и живые образы отражают высокий уровень мастерства китайских ремесленников.