История Тибета

Согласно тибетской мифологии, тибетский народ произошел от брака горной дакини (женщины-демона) Санмо и священной обезьяны, воплощением бога Ченрегиза (Авалокитешвары). В результате их союза на свет появились шестеро родоначальников тибетцев. Ученые же предполагают, что предками тибетско-бирманских народов являются цяны - кочевой народ, населявший тысячелетия назад восточные земли Центральной Азии.
По легенде, первым тибетским царем был Ньянти-Цзанпо (Gnya'-khri-btsan-po), спустившийся на Землю с небес по волшебной веревке и почитаемый как божество. Согласно некоторым источникам, царь взошел на трон в 127 году до нашей эры. Когда пришло время, царь не умер, а поднялся обратно на небо по «небесной веревке», что в некоторой степени объясняет отсутствие его могилы. Наянти-Цзанпо был первым из властителей, правивших в Тибете в загадочную добуддистскую эру. В это время фактически официальной религией Тибета была религия бон, замешанная на шаманизме и ритуалах. О возникновении и развитии религии ученым известно очень немногое из-за отсутствия исторических источников.
О царском периоде в Тибете вплоть до 7 века сохранились лишь расплывчатые исторические сведения, иногда противоречащие друг другу. Это связано с географической изоляцией тибетского региона, что на протяжении столетий препятствовало налаживанию связи с внешним миром. Достоверные сведения о Тибете относятся к VII, начиная с этого времени, история приобретает более четкие очертания. В это время Тибет уже установил прочный контакт с Китаем, Индией и другими соседями. В начале VII на трон взошел царь Сронцзангамбо. Ему удалось значительно расширить свои владения, захватив часть индийских и китайских земель. Но свою известность царь приобрел благодаря тому, что принес в Тибет буддизм, оказав, таким образом, огромное влияние на дальнейшее развитие Тибета.
Другим выдающимся правителем был Трисонг Децен (742-797), пригласивший в Тибет двух индийских гуру – Шантаракшиту и Падмасамбхаву, создавших буддийскую общину в Тибете и организовавших перевод с санскрита текстов Учения. Под патронажем  царя в Центральном Тибете был построен монастырский комплекс Самье, до сих пор являющийся одним из важнейших центров буддизма. 
 В 838 году власть перешла к царю Ландарма. Будучи рьяным сторонником религии бон, Ландарма стремился искоренить буддизм. В результате неудачной внутренней политики, Тибетское царство распалось на ряд небольших княжеств. Возрождение буддизма и тибетской культуры началось только век спустя вместе с прибытием в Тибет великого индийского ученого Атиши (982-1054). Тибет так и оставался раздробленным государством, однако, многим княжествам удавалось сосуществовать в мире и гармонии друг с другом.
 В XII – XIII вв. Центральную Азию потрясли кровопролитные войны, развязанные монголами, что не могло не отразиться на Тибетском регионе. В начале XII века армии Чингисхана начали совершать вторжения на территории Китая. В 1207 Тибет без борьбы сдался Чингисхану. Со временем при монгольском дворе была создана должность регента Тибета, а управление осуществлялось ламами Сакья под патронажем императора.
 Ситуация поменялась с приходом в Китай династии Мин в XIV веке. Почти на четыре столетия  все еще раздробленный Тибет обрел независимость.
 В первой половине XVII века при поддержке монгольских правителей, великому Пятому Далай-ламе Лобсангу Гьяцо (1617-1682) удалось объединить Тибет под властью школы гелуг и установить контроль над землями от Кхама до Кайлаша. Впервые объединенный Тибет управлялся политическим и религиозным деятелем, сосредоточившим в своих руках светскую и духовную власть.
 Последующие два столетия в Тибет периодически совершали набеги монголы. Наибольшим влиянием в этот период в Тибете пользовались регенты и представители маньчжурских правителей в Китае – амбани.
 В конце XIX века в регионе обострились отношения с англичанами, колонизировавшими Индию. Напряженность в отношениях вылилась в открытый конфликт в 1904 году, когда английские войска вторглись в Тибет. Присланным в Лхасу британским уполномоченным удалось наладить приемлемые отношения с тибетскими властями, открыв окно во внешний мир.
В 1947 году англичане, покинув Индию, отозвали своего представителя из Лхасы. В 1949 году китайские коммунисты под предводительством Мао Цзедуна провозгласили создание Китайской Народной Республики и выразили намерение освободить угнетенный и эксплуатируемый народ Тибета и объединить их с великой родиной. В октябре 1950 года китайская армия вторглась в Восточный Тибет, а через год дошла до Лхасы. В 1951 году Тибет подписал «Договор из семнадцати пунктов о мирном освобождении Тибета».
В середине XX века в Тибете было всего несколько дорог, отсутствовало электричество, система образования и здравоохранения практически отсутствовала. Не смотря на это, в Тибете нашлось множество противников модернизации. В марте 1959 года недовольство общества вылилось в открытую конфронтацию, восстание в Лхасе было жестоко подавлено китайскими властями. Далай-лама вместе со свитой бежал в Индию, где и находится по сей день. В настоящее время наблюдается некоторая оттепель в отношениях между Китаем и Тибетом. Это подтверждает тот факт, что Далай-лама выражает свое желание увидеть родину перед смертью и сроки его возвращения всерьез обсуждаются.
С 1990 года Тибет вновь стал открытым для иностранцев. Разрушенные во время Культурной революции монастыри и культурные объекты постепенно восстанавливаются. Китайцы активно проводят модернизацию региона: недавно была построена железнодорожная магистраль Пекин – Лхаса, значительно облегчившая доступ в Тибет. Однако уровень жизни тибетцев до сих пор остается очень низким, многие из них едва сводят концы с концами.