Тибетский буддизм

Тибетский буддизм представляет собой комплекс учений и духовных практик, впитавших в себя традиции тантрического буддизма, махаяны и хинаяны, а также элементы существовавшей до этого в Тибете религии бон.  
Ученые считают, что тибетские буддисты с необычайной тщательностью сохранили и воспроизвели позднеиндийскую буддистскую традицию, в то время как китайский буддизм был сильно трансформирован под воздействием китайской культуры. Тибетский буддизм известен среди европейцев как ламаизм, однако, в последнее время исследователи ставят под вопрос правомерность использования этого названия. В том числе сам Далай-лама призвал ученых отказаться от этого термина, придуманного когда-то европейцами в целях подчеркнуть существование в тибетской традиции культа духовного учителя – ламы.
Буддизм стал проникать в Тибет в первой половине VII века. В это время на престол взошел царь Сронцзангампо, взявший в жены двух принцесс – дочь царя Непала и дочь китайского императора принцессу Вэнь Чэн из династии Тан. Обе принцессы были буддистками, и вместе с ними в город попали буддийские тексты и предметы культа. Принцесса Вэнь Чэн привезла в качестве приданого бесценную золотую статую Будды, которая до сих пор хранится в монастыре Джокханг в Лхасе и является одной из самых значительных и почитаемых святынь в Тибете. Позднее царя Сронцзангампо стали считать телесным воплощением покровителя Тибета бодхисаттвы Авалокитешвары, а принцесс - воплощением двух ипостасей бодхисаттвы Тары — зеленой и белой.
В последующие несколько столетий буддизм укреплялся в Тибете, претерпевая ряд изменений под влиянием приглашенных из Индии гуру. Среди них ключевую роль в дальнейшем развитии тибетского буддизма сыграл ученый Камалашила, проповедовавший в Тибете во второй половине VIII века. В этот период остро встал вопрос, какой традиции буддизма продолжать придерживаться – китайской или индийской? Вопрос был решен традиционным для Индии способом – путем диспута, состоявшемся примерно в 790 году в монастыре Самье. Представлявший индийскую сторону ученый Камалашила одержал блестящую победу над своим китайским противником Хэшан Махаяна, после чего тибетский царь запретил распространение китайского буддизма, и в Тибете окончательно утвердились традиции индийского буддизма.
В XI веке буддизм в Тибете разделился на несколько основных школ: ньингма, сакья,  кагью и кадам, слившейся впоследствии с основанной в XIV веке великим проповедником и ученым Чже Цонкопой новой школой гелуг, которая остается доминирующей в Тибете и по сей день. Все школы схожи в основополагающих идеях, но имеют различия в своей философской трактовке или акцентах.
В целом, тибетцы верят в строго определенную судьбу мира, изменчивость всего сущего, воздаяние за грехи, переселение душ. Самые почетные монахи получают титул лама.