Праздники

Тибетские фестивали и праздники отмечают по тибетскому лунному календарю, соответственно даты их проведения по западному календарю каждый год выпадают на разные числа. Точную дату проведения праздников по западному календарю стоит уточнять.

Зима

Изгнание злых духов

Последние дни перед Новым годом являются очень важными в Тибете. Так, в предпоследний день старого года в Тибете проходит праздник изгнания злых духов. В этот день тибетцы совершают специальные ритуалы, а в монастырях исполняется танец Чам, призванный изгнать все зло уходящего года.
Вечером,  собираясь за ужином, все члены семьи участвуют в изготовлении специальной фигурки из теста, которая является своеобразным откупом злым духам. Готовая фигурка относится подальше от дома, на отдаленный перекресток, чтобы запутать духов и не дать им возможности найти дорогу обратно в жилище. Считается, что этот ритуал избавит от неудач в новом году и сохранит членам семьи здоровье и благополучие. 
На улицах взрывают многочисленные хлопушки. Согласно восточным верованиям, этот пронзительный грохот отгоняет неблагоприятные силы.
Лосар (Тибетский Новый год)

Для тибетцев Новый год, традиционно отмечаемый в первый день первого лунного месяца, является особенным и любимым праздником. Это время, когда можно отдохнуть, нарядиться, насладиться приготовленными кушаньями, обменяться наилучшими пожеланиями с близкими и друзьями. Традиционно в праздник тибетцы совершают подношения богам в виде белых шарфов (хадаки) и изысканных угощений, возлагая их на алтари в домах и храмах. Как и в России, в Тибете считают, что как год встретишь, так его и проведешь. Поэтому, чтобы следующий год был счастливым и благоприятным, в канун нового года нужно забыть о всех заботах, веселиться, быть особенно щедрым и гостеприимным. В последние дни уходящего года принято совершать очистительные обряды, тщательно наводить чистоту в жилье, рисовать символы благополучия на стенах жилища.
Новогодний праздник длится две недели, в течение которых устраиваются народные гулянья, карнавал, лошадиные скачки и прочие увеселительные мероприятия.

Монлам и Праздник масляных ламп

Монлам – или Большой молитвенный праздник – главное ритуальное событие года, отмечаемое во всем Тибете. Фестиваль начинается 4-11 числа первого месяца и завершается 15 числа первого месяца Праздником масляных ламп. Монлам в Тибете был учрежден Чже Цонкопой, основателем школы гелуг, в 1409 году. Фестиваль приурочен к празднованию Нового года и посвящен пятнадцати чудесам, совершенных Буддой Шаньямуни в Шравасти в Индии, чтобы посрамить клевещущих на него лжеучителей.
Согласно преданию, в первый день Будда воткнул в землю свою зубочистку, из которого выросло огромное дерево, закрывшее кроной весь небосвод.
Во второй день Будда сотворил высокие горы с растущими на них фруктовыми деревьями.
 В третий – ополоснул рот и выплюнул на землю воду, из которой разлилось прекрасное озеро с огромными лотосами, наполнявшими воздух сладким ароматом.
На четвертый день из озера раздался громкий голос, проповедовавший Священное Учение Будды.
В пятый день Будда улыбнулся, и от его улыбки разлился свет в трех тысячах миров. Все, на кого упал этот свет, стали благословенными.
На шестой день все последователи Будды познали мысли друг друга и узнали о воздаянии, которое ожидает их в будущем за совершенные добродетели и прегрешения.
На седьмой день  Будда предстал перед учениками в окружении царей и властителей всего мира, которые вместе со своими приближенными воздавали ему хвалу и почести. Все это время лжеучителя были совершенно бессильны произвести какое-либо чудо, мысли их путались, языки онемели, чувства были подавлены.
На восьмой день Будда прикоснулся правой рукой к трону, на котором он сидел, и перед ним появились пять свирепых чудовищ: они начали разрушать сидения лжеучителей, а появившееся божество Ваджрапани прогнало отступников своей ваджрой - грозным оружием, подобным молнии. После этого 91 тысяча почитателей лжеучителей перешла на сторону Будды.
На девятый день  Будда предстал перед окружающими выросшим до небес и проповедующим Учение обитателям всех миров. 
На десятый день Будда стал видимым одновременно во всех царствах материального мира и проповедовал в них свое Учение. 
На одиннадцатый день тело Будды обратилось в свет, который наполнил своим сиянием тысячи миров.
 На двенадцатый день из тела Будды вышел золотой луч, который осветил царства трех тысяч миров. Все, кого коснулся этот свет, прониклись Учением Будды. 
На тринадцатый день Будда испустил из пупа два луча, которые поднялись на высоту семи саженей; каждый луч был увенчан цветком лотоса. Затем на этих лотосах появились отражения Будды, которые тоже испускали по два луча, оканчивающихся лотосами - и на них появлялись отражения Будды. Так продолжалось до тех пор, пока лотосы и Будды не заполнили всю Вселенную.
На четырнадцатый день Будда движением руки сотворил огромную колесницу, которая достигла мира богов. Из нее образовалось множество подобных колесниц, и в каждой из них находилось отражение Будды. Сияние, исходившее от этих отражений, наполнило светом все миры.
На пятнадцатый день Будда наполнил едой все сосуды, которые были в городе. Еда в каждом сосуде отличалась по вкусу и люди с удовольствием вкушали ее. Затем Будда рукой коснулся земли: земля разверзлась и все увидели ад, в котором страдали души тех, кто стремился получать от жизни только наслаждение. Увидевшие муки ада смутились, и Будда вновь продолжил проповедовать собравшимся свое Учение.

Во время празднования Монлам на стенах монастырей вывешиваются громадные танки – иконы на шелковых полотнах – с изображением Будды Шакьямуни, перед которыми склоняются в молитвах тысячи паломников и тибетцев.
В последний день фестиваля – Праздник масляных ламп – тибетцы лепят из топленого сливочного масла фигурки для инсценировки пятнадцати чудес, совершенных Буддой, и выставляют их в монастырях и храмах. 

Весна
 

Фестиваль Сагдава

Фестиваль Сагдава или Сага-дава длится весь четвертый лунный месяц и посвящен сразу трем главным событиям из жизни Будды Шаньямуни: его рождению (Джаянти), просветлению (Сага-Дава) и уходу в нирвану (Паринирване). Это один из самых важных  и строгих религиозных праздников Тибета.
День рождения Будды отмечают на седьмой день четвертого месяца. В этот день принято соблюдать строгий пост, пребывать в молчании, совершать ритуальный обход ступ, храмов и других святынь по часовой стрелке. В пятнадцатый день – день просветления Будды и день приезда почитаемой китайской принцессы Вэнь Чэн, выданной замуж за тибетского царя – устраивается 8-микилометровый священный ход, а также молитвы в монастыре Джоканг.  После молитв жители собираются на берегу озера в за дворцом Потала и устраивают религиозные танцы. Принято также выходить на берега реки Джичу в Лхасе и выпускают в воду купленных на рынках рыб, даруя им таким образом свободу.

Лето
 

Фестиваль Дажьюр

Во время фестиваля Дажьюр, длящегося несколько дней, устраиваются конные скачки и стрельба из лука - традиционные и распространенные развлечения и виды спорта в Тибете, территория которого богата обширными живописными пастбищами. Фестиваль зародился в городе Гьяндзе на юге Тибета около 500 лет назад и стал проводиться регулярно в средине четвертого месяца по лунному календарю в память о местном короле. Однако вскоре дата проведения фестиваля была перенесена на 28 день четвертого месяца и осталась неизменной по сей день. Постепенно эта традиция, практически лишенная религиозной составляющей и являющаяся народной забавой, стала проникать в другие города, в том числе в Лхасу. Праздник был особенно популярным при Пятом Далай-ламе.
Сейчас самые зрелищные скачки и спортивные мероприятия устраиваются к городах Гьяндзе и Дамскунге.

Шотун или Праздник простокваши

Самым главным и ярким мероприятием лета в Тибете считается фестиваль Шотун (Ходоин) или праздник Простокваши или Кислого молока.
Этот праздник появился в XVI веке и долгое время носил чисто религиозный характер. Шотун возник по инициативе основателя школы гелуг и великого религиозного лидера Чже Цонкопы. В целях духовного совершенствования монахов Цонкопа придумал правила, согласно которым летом монахи не должны были покидать стен монастыря и выходить на улицу. Таким образом, они не могли стать невольными убийцами насекомых и мелкой живности, которых так много летом. После заточения монахи выходили к стенам монастыря и угощались подношениями мирян. Как правило, жители приносили простоквашу или йогурт, отсюда и появилось название праздника.
Со временем религиозный праздник вырос до крупного фестиваля с традиционными представлениями и оперой. В этот день также принято разворачивать у стен монастыря огромную (30х35 м) танку (икону) с изображением Будды Шакьямуни, основателя буддизма. Праздник проводится в начале июля по тибетскому календарю.
Праздник золотой звезды

Праздник золотой звезды или праздник омовения традиционно проводится в Лхасе,  начиная с 27 дня седьмого лунного месяца, и длится одну неделю.  В это время почитаемая как священная планета Венера появляется на небосводе и своим светом очищает воды рек и озер. Считается, что вода в этот праздник может излечить от болезней, смыть с человека накопившиеся страсти, зло и жадность. В этот день тибетцы совершают купания и омовения в водоемах.

Осень
 

Фестиваль Онкор

Фестиваль Онкор или Праздник урожая – одно из самых популярных мероприятий в сельских районах Тибета, уступающий по своему масштабу разве что фестивалю Лосар (Новый год). Название «онкор» переводится как «обход поля». Праздник проводится в конце седьмого месяца по лунному календарю, как раз перед тем, как крестьяне начинают собирать свой урожай.
Исторические корни праздника Онкор уходят в доббудийскую эпоху, беря свое начало свыше 1500 лет назад. Согласно тибетским историческим источникам, на территории Тибета в долине реки Ялун уже в конце пятого века были построены акведуки. Там же археологами были обнаружены деревянные плуги, датируемые этим же веком, свидетельствующие о сравнительно развитом сельскохозяйственном производстве местных жителей. Правивший тогда тибетский царь обратился к главному жрецу (бонпо) бон с целью улучшить урожайность своих владений. Тогда жрец научил крестьян ходить вокруг своего поля, повторяя молитвы, обращенные к небу, об обильном урожае. Отсюда праздник и получил свое название «онкор».
На протяжении веков содержание праздника менялось, приспосабливаясь к разным направлениям буддизма. Сейчас в этот день помимо традиционного обхода полей и молитв принято проводить конные скачки, пикники, спортивные мероприятия, устраивать песни и танцы.

Праздник богини 

В 15 день девятого месяца по тибетскому календарю в Тибете проходит Праздник богини, являющийся своеобразным женским днем. В этот день тибетские женщины собираются в Лхасе и совершают кору вокруг монастыря Джоканг, молясь об удачном замужестве и настоящей любви.
Этот праздник окутан несколькими легендами. Согласно местной легенде, давным-давно жила одна женщина, у которой было трое дочерей. Младшая из них была ленива и дурно обращалась с матерью, за что та наложила на дочь перед своей смертью проклятие: после свадьбы видеть тебе мужа только раз в год 15 октября.  Мать умерла, проклятье сработало, и через несколько лет несчастная дочь раскаялась в своем ненадлежащем отношении к матери, думая, как она могла бы загладить свою вину перед ней, будь та жива. Однако было уже поздно.
Существует также и другая тибетская легенда, которой придерживаются последователи буддизма. Согласно ей, старшая из дочерей богини была настолько верна своей любви, что пошла на обман своей матери и сбежала из храма, чтобы жить со смелым воином. Богиня, приехавшая тогда из Индии в Лхасу, чтобы охранять монастырь Джокханг, конечно же, рассердилась на дерзкую дочь и приказала отлучить ее от любимого и привести в Лхасу. Богиня позволила своей дочери видеть возлюбленного только раз в году 15 октября через реку Джичу.
Ламы из Лхасы до сих пор каждый год выносят на берег реки статую несчастной дочери, чтобы дать ей возможность еще раз увидеть своего любимого на другой стороне.