Народности Тибета

В Тибете проживает около десяти различных народностей, произошедших, как предполагают ученые, от кочевых племен цян, населявших земли Центральной Азии многие тысячелетия назад. В последние полвека наблюдается также большой наплыв в этот регион китайской народности хань, связанный с модернизационной политикой китайского правительства.
Доминирующей этнической группой являются тибетцы, говорящие на тибетском языке. Тибетский язык относят к тибето-бирманской языковой группе сино-тибетской языковой семьи. Согласно официальным источникам КНР, в Тибетском автономном регионе проживает около 2,4 млн тибетцев и 190 тыс. других национальностей. Большинство современных тибетцев ведут оседлый образ жизни, но около четверти из них являются кочевниками, занимающимися разведением скота: овец, яков, коров.
 Национальная одежда тибетцев представляет собой подпоясанные халаты поверх рубашек, сшитые из сотканной вручную шерсти платья, меховые шубы, фетровые шапки, яркие платки с национальным узором. Замужние женщины носят красочный цветной передник. Женщины часто украшают свои волосы яркими лентами, бисером и полудрагоценными камнями. В основном все тибетцы придерживаются моногамных браков, однако, иногда среди сторонников буддизма встречается многоженство, а среди последователей религии бон – многомужество.
 До сих пор среди тибетцев сохранялся довольно жуткий по европейским понятиям обряд «небесного погребения», хотя китайское правительство и пыталась его запретить. Во время «небесного погребения» тело усопшего оставляют на открытом воздухе на съедение стервятникам. 
В районах Али и Чамбо в Тибете проживают монголы. Местные монголы исповедуют тибетский буддизм, иногда – анимизм, то есть поклонение силам природы и почитание духов. Монголы ведут кочевой образ жизни, занимаются животноводством. Чтобы заслужить уважение, мужчины должны прекрасно владеть верховой ездой, стрельбой из лука и борьбой. Национальной одеждой являются меховые халаты, отороченные атласной тканью и высокие валенки с кожаной подошвой, украшенные вышивкой с традиционным орнаментом.
Другими талантливыми наездниками являются представители народности кхампа, населяющие восточный Тибет. Прекрасные охотники, мужчины кхампа носят лисьи шапки и халаты, отделанные драгоценной шкурой снежных барсов. Однако сейчас традиционная одежда постепенно вытесняется современной.
Народ ну, говорящий на собственном языке нусу, преобладает в районе Чамдо. Ну занимаются земледелием, скотоводством, сбором лекарственных трав, рыболовством и ремесленничеством. В отличие от тибетцев, предпочитающих каменные жилища, ну живут в деревянных домах или бамбуковых хижинах. В этом же округе обитает народность дулуны, говорящая на своем языке дерунг. Дулуны занимаются сельским хозяйством, собирают дикий мед и лекарственные травы. Раньше женщину из этой народности можно было легко узнать по татуировке на лице. Считалась, что украшенное узорами лицо скорее привлечет мужа, а девушка без татуировки может остаться в старых девах. Сейчас этот обычай практически изжил себя. Среди дулунов, в основном исповедующих анимизм, могут встречаться и христиане.
В этом же округе Чамдо, а также в Лхасе и Шигадзе можно встретить представителей хуэй – китайских мусульман, пришедших в Тибет по торговым путям из Нинсо (Китай) приблизительно в  XVII веке. Хуэй осели в Тибете, женились на местных женщинах, со временем сформировали свою общину, построили мечети. Традиционным занятием для китайских мусульман всегда были торговля и ремесло.
В Чамбо также проживают представители наси, уникальной народности, исповедующей «донгба», основанный на принципах древней тибетской религии бон. В местной общине главенствует женщина, формой брака является многомужество. В письме наси используют вымирающей пиктографической системой письма «дунба». В основном жители заняты земледелием. Национальная женская одежда – широкие платья, подпоясанные широкими богато украшенными поясами. Мужской костюм похож на китайский  и состоит из рубахи и брюк. Отличительной особенностью наси является также страсть к музыке. 
На юге и юго-востоке Тибета живут этнические группы монба и лоба. Монба – прекрасные ремесленники и художники, чьи изделия высоко ценятся среди других народностей Тибета. Местный климат способствует земледелию: крестьяне выращивают овощи, пшеницу, ячмень, гречку и рис. Традиционно мужчины и женщины носят длинные косы и одеваются в национальную черную одежду.
Соседствующие с ними лоба, населяющие район Лоюй, в основном заняты охотой, в которой достигли совершенства, и земледелием. Мужчины носят головные уборы, сделанные из шкур убитых волков или медведей, одежда шьется из овчины. Широко распространены различные украшения: тяжелые бусы из бирюзы, серьги, браслеты. Женские украшения, сделанные из серебряных монет, свидетельствуют об их денежном достатке.
Лоба, как и монда, следуют тибетскому буддизму и анимизму.
В районе горы Джомолунгма, а также в уезде Динггье, живут шерпы. Шерпы – незаменимые помощники в альпинистских экспедициях, так как являются непревзойденными альпинистами и прекрасными проводниками. Недаром одним из двух людей, которым впервые удалось покорить вершину Эвереста, был шерп из Непала Тенцинг Норгей. Традиционно шерпы занимаются земледелием и скотоводством.