Образование в древнем Китае

В древнем Китае на протяжении столетий получение образования было монопольной привилегией отпрысков из аристократических семей, обучавшихся в школах письму, счету, музыке, морали, стрельбе из лука и верховой езде. Впервые эту традицию прервал Конфуций, начавший широкую педагогическую деятельность, поэтому китайцы называют его «первым учителем Китая». Конфуций (Кун Цзы, 551-479 до н.э.), который сам являлся аристократом княжества Сун, хотя детство провел в бедности, набирал учеников в том числе и из небогатых семей и на занятиях, согласно преданию, не делал между ними различия, несмотря на разный социальный статус и происхождение. Таким образом, образование постепенно стало проникать в низкие слои общества, и при желании выучиться мог даже простолюдин. Именно благодаря Конфуцию и его последователям школьное дело в Китае превратилось в неотъемлемую часть государственной политики, возникли государственные экзамены, открывающие путь к службе на чиновнических должностях.
Конфуций был не только великим философом и учителем. К его заслугам относится и то, что он привел в порядок несколько древних книг, сохранив бесценное культурное наследие для будущих поколений, среди которых – «Книга песен» и «Книга перемен». Эти книги впоследствии стали частью конфуцианского «Пятикнижия» («У-Цзин»), на котором основывалось традиционное китайское образование. Сюда вошли также книги «Шу-цзин» (Книга записанных преданий), «Ли-цзы» («Записки о совершенном порядке вещей, правления и обрядов) и Чунь-Цю» (летопись княжества Лу «Весна и осень»).
Помимо «Пятикнижия» к каноническим конфуцианским книгам, составляющим фундамент образования, относилось «Четверокнижие» («Сы шу»), включающее в себя трактаты «Лунь Юй» («Беседы и суждения»), «Мэнь-цзы», «Да сюэ» и «Чжун юн». Трактат «Лунь Юй» был создан учениками Конфуция после его смерти. В книге зафиксированы высказывания мудреца, описаны его поступки и диалоги. В трактатах «Да сюэ» и «Чжун юн» отражены главные принципы воспитания и образования, а также нормы поведения. В «Мэнь-Цзы» записаны высказывания другого великого конфуцианского ученого и просветителя – Мэнь Кэ, описаны его взгляды на политику и идеологию. «Пятикнижие» и «Четверокнижие» вместе образовывали главные учебные материалы в древнем Китае, основу образования. По этим книжкам ученики сдавали экзамены, причем ответы на вопросы были строго канонизированы. Если человек знал содержание всех девяти канонов, он мог считаться высокообразованным. Эти сборники на протяжении веков формировали китайский менталитет, принципы морали и идеологию, и их влияние на общество сохранилось до сих пор.
В древнем Китае существовали как государственные школы, так и частные. Государственные создавались за счет казны в каждом административном округе, но их часто не хватало, поэтому широкое распространение получили и частные учебные заведения, в которых обучение было платное. В школах к учителям относились с особым уважением, учитель считался главным лицом, к которому все ученики относились с трепетом. «Ни бедный, ни богатый – не имеет права не уважать учителя», «тот, кто учил человека, хоть один день, на всю жизнь становится для него таким же уважаемым человеком, как его отец» - такие высказывания как нельзя лучше описывают отношение к учителям, сформировавшееся уже в глубокой древности и распространявшееся и на императоров. Правители всех династий на протяжении своей жизни неоднократно посещали Храмы Конфуция, демонстрируя почтение великому учителю.
В древних школах, где обучение начиналось в семилетнем возрасте, по отношению к ученикам могла применяться физическая сила. У учителя была бамбуковая указка – символ его власти, которую он мог направлять на нерадивых учеников.
В сельских школах могли обучаться люди совершенно разного возраста. В основном система обучения строилась на заучивании канонических текстов. В младших классах к главному учебному материалу относилось «Троесловие» - трактат, прославляющий мудрецов и отображающий основные принципы конфуцианской морали. Каждая строфа «Троесловия» состояла из трех иероглифов, благодаря чему книга и получила свое название. Освоив эту книгу, ученики переходили к учебнику «Сто фамилий» и выучивали главные китайские фамилии, после чего переходили к «Тысячесловнику». Особенностью этого учебника было то, что ни один иероглиф в нем не повторялся. Школьникам предстояло выучить текст из 1000 иероглифов наизусть.
Система государственных экзаменов была довольно сложна. Для того, чтобы попасть на государственную службу, нужно было успешной пройти четыре этапа экзаменов. Если студенту удавалось успешно пройти испытание на  уровне уезда и провинциального центра, он допускался к экзаменам на вторую ученую степень, проводившимся каждые три года. Получив хорошие результаты, ученик допускался к самым сложным и главным экзаменам «Хуэйши», проходившим при императорском дворе. Вопросы задавал непосредственно сам император. Выдержавшие все экзамены получали третью ученую степень и могли беспрепятственно поступить на государственную службу и занять высокие посты.