Православные культовые постройки в Китае

История православной церкви в Китае восходит к концу XVII века, когда плененные китайцами русские казаки обосновались в Пекине и основали русскую общину и духовную миссию. Однако после этого более полутора веков православная вера практически не развивалась в Поднебесной: ее последователями являлись лишь немногочисленные китайцы и потомки плененных казаков.
Ситуация изменилась лишь к середине XIX века, когда развитию строительства православных храмов в Китае и распространению христианства во многом стало способствовать возведение Китайской железной дороги.. Русские строители образовывали целые поселения вдоль будущей железной дороги, и православные культовые постройки были неотъемлемой частью этих поселений. Особое влияние русские традиции оказали на приграничные территории. В городах Маньчжурии и Даляне (Дальний) были возведены многочисленные православные церкви и храмы, в строительстве которых участвовали в основном санкт-петербургские архитекторы. В начале XX века революция в России привела к новой волне переселения российских эмигрантов в приграничные города Китая: в это время православная архитектура в Китае достигла апогея своего развития. Только в одном Харбине насчитывалось 22 православные церкви, из которых до нас сохранилось только пять.
Строительство церквей, как правило, происходило за счет пожертвований русских жителей. Отличительной особенностью православных построек в Китае от католических и исламских стало то, что они практически не испытали на себе влияние китайских традиций. Многие церкви возводились по прототипам существующих в России церквей. Так, например, самое крупное православное культовое сооружение в Харбине – храм Святой Софии Премудрости Божией, построенный в 1907-1912 годах, является точной копией разрушенной Троицкой церкви в Благовещенске и сохранившейся до нас церкви Богоявления Господня в Санкт-Петербурге. Церковь, выполненная в византийском стиле из красного кирпича, считается символом Харбина. В настоящий момент в помещениях здания устроена выставка, посвященная русской истории Харбина.
В целом для православной архитектуры в Китае характерны черты средневекового русского зодчества и деревянного народного зодчества, византийский и неорусский стиль. Многие храмы украшались росписями, копирующими картины прославленных художников, в частности, В.М.Васнецова и М.В.Нестерова.
Одним из ярчайших примеров культового зодчества неорусского стиля был Свято-Николаевский кафедральный собор в Харбине, разрушенный в 1966 году.  До нас сохранились лишь фотографии уникального деревянного сооружения, по которым можно судить о развитии православной архитектуры в XX веке, когда в самой России церковное строительство было прервано.
К сожалению, многие православные храмы в Китае были разрушены во время Культурной революции, а большая часть сохранившихся до нас культовых построек русской церкви утратили свое первоначальное значение и либо закрыты, либо используются не по назначению.