Спуск по Желтой реке на плоту из овечьих шкур

Спуск по реке на плотах из овечьих шкур - необыкновенно интересное времяпрепровождение, доступное только вдоль берегов Желтой реки. В книге Водные пути есть упоминания о том, что подобный способ впервые использовался войсками династии Хань. Позже, плоты из овечьей шкуры использовались для переправы людей вдоль Желтой реки в провинциях Цинхай, Ганьсу и Нинся, особенно в районе Ланьчжоу. Именно так были переправлены во времена освоения Нового Китая некоторые рельсы полотна Баотоу-Ланьчжоу.

Как можно понять из названия, рельсы сделаны из овечьей шкуры. Первым делом с овцы снимали шкуру, затем сбривали шерсть и вымачивали в соленой воде. Области шеи и копыт смазывались маслом для размягчения. Затем шкуру связывали и затягивали веревкой, оставляя небольшое отверстие, через которое мог поступать воздух. Уплотнив дырки и связав вместе несколько шкур, их помещали в деревянный корпус. Для создания корпуса дюжину палочек, диаметром 3-4 сантиметра, связали между собой в продолговатую раму, шириной 2 и длиной 3 метра. Приготовленные шкуры выкладывались под рамой. Подобные плоты было легко и очень дешево изготавливать, поэтому это плавсредство быстро стало популярным.

Плоты из овечьих шкур могут быть разных размеров. В древнее времена самые крупные плоты были составлены из 600 мешков из овечьих шкур и имели длину около 22 метров и ширину около 7 метров и имели по три весла сзади и спереди. Каждым веслом управляло двое человек. С грузоподъемностью от 20 до 30 тонн, это судно могло передвигаться со скоростью около 200 километров в час. Маленькие плоты были составлены из десятка мешков. Небольшие и легкие, они имели неглубокий футшок и подходили больше для коротких дистанций. Их главным преимуществом было то, что их легко было снять и переносить при необходимости. Подобные плоты могли лишь спускаться вниз по течению и не могли плыть в обратном направлении, поэтому в те времена появилось выражение: ?Вниз по течению ты сплавляешься на плоту, вверх по течению тебе придется нести плот?.

Летом и зимой люди возили фрукты из деревень в Баотоу и Нинся. Чтобы увезти как можно больше груза, они связывали несколько плотов между собой. Грузоподъемность такого плота увеличивалась во много раз, превосходя десяток тон.  Кроме того, чем больше был плотом, тем он был крепче и стабильнее спускался по извилистой Желтой реке. Большие плоты, образованные из нескольких связанных между собой маленьких плотов, назывались ?боевыми кораблями? и были очень известны вдоль берегов Желтой реки.