Гора Утай
Гора Утай расположена на расстоянии около 230 километров от города Тайюань в северо-восточной части провинции Шаньси. Это самая известная буддистская гора среди «Четырех буддистских гор Китая» (горы Утай, Емэй, Цзиухуа и Пудо), одно из «Пяти буддистских Священных Мест Мира» (Утай в Китае, Лумбини в Непале, Сарнатх, Бодх-гая и Кушинигар в Индии) и самый лучший среди «Десяти летних горных курортов Китая». Вдоволь насладившись прекрасными горными пейзажами, можно совершить прогулку по священным местам, посетив храмы Утай, где можно поближе познакомиться с древней и загадочной религией буддизм.
Считается, что когда-то гора Утай носила имя Цзыфу и была священным даосским местом. В эпоху династии Восточная Хань (25-220 гг., принято считать, что этот период - время проникновения буддизма в Китай), два буддистских мастера приехали к горе Утай с послами, которых отправил в Индию император Ханьминди (второй император династии Восточная Хань, правивший с 28 по 75 годы). Встретив здесь даосских священников, они решили устроить соревнования проповедования. Буддистские мастера и послы победили в соревнованиях, за что получили шанс построить на горе буддистский храм.
В период Северных и Южных династий (420-589), развитие буддизма стало набирать большие темпы. В этот период первый храм Линцзиу был расширен и усовершенствован, кроме того, было создано еще около 12 других храмов. В период династии Северная Ци (550-577), число храмов на горе Утай достигло двухсот. Когда у власти встал первый император династии Суй Суйвенди, он приказал построить по одному храму на каждом пике горы Утай, чтобы поклоняться Бодхисаттве Манджушри.
Второй пик развития буддизма в районе горы Утай приходится на эпоху династии Тан (618-907). В это время появилось еще более трехсот храмов, которые населяли более трех тысяч монахов. В период династии Тан Китай становится экономическим и культурным центром Азии и многие монахи из Индии, Японии, Кореи, Шри-Ланки и некоторых других стран совершают паломничество к горе Утай, чтобы изучить буддистские священные писания.
Каждый из пяти храмов на пиках горы Утай получил свое буддистское название. Высотой 2795 метров, восточный пик Вахай назван так в честь удивительного моря облаков, которые можно увидеть с его вершины. Западный пик Гуаюэ, 2773 метра высотой, является отличным местом, чтобы понаблюдать за луной. С круглой стрижкой под ежика, 2485 метров в высоту, пик Цзиньсиу на юге усыпан небольшими дикими цветами. Высотой 3061 метр, северный пик Едоу является самым высоким среди пяти пиков горы Утай и прозван крышей Северного Китая. Центральный пик Цуйян, высотой 2894 метра, покрыт зелеными травами и деревьями, за что и получил свое название.
Как одно из самых древних буддистских мест в Китае, гора Утай стала домом огромному количеству храмов. К сожалению, до сегодняшнего дня сохранилось лишь 95 из них. Храмы богато декорированы буддистскими скульптурами, сделанными из глины, фарфора, металла, камня и дерева. Среди существующих храмов, храмы Фогуан и Наньчхань являются самыми старыми деревянными буддистскими храмами Китая. Храмы Сяньтон (или храм Линцзиу), Таюань, Пусадин, Сханьсян и Луохоу считаются самыми знаменитыми буддистскими храмами на горе Утай. В период династии Цин (1644-1911), с приходом тибетского буддизма, храмы горы Утай стали делить на зеленые и желтые. Монахи зеленых храмов, которые носили зеленые или серые платья, принадлежали этнической группе Хань, в то время как монахи желтых храмов одевали желтые платья и поклонялись тибетскому буддизму.
Расположенный в городе Тайхуай, храм Сянтон является старейшим и крупнейшим среди всех храмов горы Утай. Площадью около 43 700 квадратных метров, храмовый комплекс состоит приблизительно из 400 различных зданий. Главный зал, который был восстановлен в 1899 году, является самым большим залом храма Сянтон. Площадью около 670 квадратных метров, этот зал - место проведения большинство церемоний.
Храм Таюань расценен как символ горы Утай, так как первым из всех храмов является взору тех, кто прибывает в Тайхуай. Храм был построен в 1302 году архитектором из Непала Анико и первоначально храм являлся южной частью храма Сянтон. Независимым храмом он стал лишь при династии Мин (1368-1644).
К северу от храма Сянтон расположен храм Пусадин, крупный храм, площадью около 9 160 квадратных метров, который был реконструирован и увеличен при династии Цин (1616-1912). Храм Пусадин - крупнейший желтый храм.
Храм Лончуань был построен при династии Сун (960-1279), чтобы освятить выдающееся семейство генералов Ян. Храм занимает площадь около 15 950 квадратных метров, а в его комплекс входит 165 зданий. Здесь находится каменная мемориальная арка с тремя дверьми, шестью столбами и изображениями 81 дракона - эта арка -важная культурная реликвия горы Утай.