Школа Кагью

Корни возникновения школы Кагью уходят к деятельности выдающегося индийского йогина Тилопы (988—1089).  Предполагается, что Тилопа служил при королевском дворе,  но позже покинул дворец, чтобы посвятить свою жизнь бродяжничеству в поисках истины. Согласно легенде, просветление Тилопы наступило в тот момент, когда он выжимал масло из кунжутных семян, работая в качестве прислуги в доме у одной куртизанки. Отсюда произошло его имя – Тилопа (тил – кунжут). История гласит, что во время просветления от пришедшего к нему Будды Ваджрадхары Тилопа получил прямую передачу учения Махамудры.  Получив передачу, Тилопа перестал странствовать и приступил к обучению учеников.
Его преданным последователем был Наропа (1016—1100),  выдающийся ученый, монах и йогин, являвшейся учеником Тилопы более 20 лет. Наропа систематизировал полученные от своего учителя знания и развил практическую систему «Шесть йог Наропы», следуя которой ученики могли достичь просветления. Это учение до сих пор является одним из основополагающих принципов традиции Кагью.
Знания, накопленные Наропой, были переданы великому переводчику своего времени Марпе (1012—1097), сыгравшему огромную роль в окончательном становлении школы Кагью. Марпе трижды совершал многолетние путешествия в Индию за наставлениями и осуществил перевод с санскрита «новых тантр» и привнес в тибетский буддизм идеи Махамудры.
В отличие от сложившейся в тот же период школы Сакья, носившей политико-религиозный характер и созданная влиятельным аристократическим кланом, школа Кагью, основатели которой были из небогатых и незнатных семей, выступала против политизации и институционализации буддизма. Последователи Кагью считали напыщенные монастырские собрания бесполезным, предпочитая постигать йогический опыт, живя в далеких горных пещерах. Иногда школу Кагью называют «белой сектой», так как монахи носили белые одежды.
В XVI-XVII вв линия Кагью все-таки обрела политическую силу и смогла успешно соперничать с другими школами за власть в Тибете.