Школа Сакья

Основателем школы Сакья считается Кончог Гьялпо, представитель знатного рода Кхон. Древний род Кхон был знаменит тем, что один из его предков был первым из семи тибетцев, принявших посвящение в буддийские монахи. Этих первых монахов называли Семь Мужей Испытания или Семеро избранных.
Свое название школа получила от названия монастыря Сакья («белая земля»), основанного в 1073 году Кончог Гьянпо. Особенностью школы Сакья было сочетание «старых» тантр, практикуемых в школе Ньингма, и «новых» тантр, переведенных на тибетский язык в XI веке.
Монахи монастыря славились не только ученостью, но и, в первую очередь, своей политической деятельностью и довольно успешными попытками объединить Тибет в единое теократическое государство. Благодаря своим тесным контактам с правителями династии Юань в Китае, а также строго централизованной иерархии, настоятелям, назначаемым из мужской линии рода Кхон, это практически удалось.  В середине XIII века племяннику выдающегося ученого Сакья Пандиты (Кунга Гьялцен) Пагбе-ламе удалось стать сначала Сакья Тризином (настоятелем) монастыря, а потом при поддержке монголов – правителем всего Тибета. Школа Сакья успешно удерживала в своих руках полноту власти в Тибете около 200 лет в XIII – XIV вв, однако, в 1354 году правительство пало, ввиду коррупции и внутренней борьбы среди монгольских правителей, и власть перешла сначала к школе Кагью, а потом к гелугинцам.