Самые благонадежные туры в Китай для Вашего выбора от CHINA TRIPS!!

Мосты

Строительство мостов является важнейшей и неотъемлемой частью древней китайской архитектуры. Уже в глубокой древности, еще до того, как появилась китайская династия Ся, на территории Китая строили деревянные и бамбуковые мосты, и хотя они и были довольно примитивны, их можно считать предшественниками изящных китайских мостов, появившихся в более поздние периоды. 

Первые каменные мосты в Китае появились в эпоху Шан-Инь. Мосты выглядели довольно громоздко и представляли собой конструкцию из блоков длиной не более 6 м, держащихся на каменных опорах. Со временем китайцы достигли такого мастерства в подобных сооружениях, что стали строить гигантские мосты с пролетами длиной 21 м, а вес одной каменной плиты мог достигать 200 тонн.

Среди многопролетных мостов самый древний и самый длинный мост, сохранившийся до наших дней,  –  мост Ба в Сиане, построенный во время правления династии Хань (202 до н.э. – 220). Длина моста – 386 м, в нем 64 пролета, длина каждого из которых около 6 м. В древние времена мост связывал древнюю столицу Чанъань с восточными землями. Согласно преданию, в  прошлом жители, провожая родных и близких в дальних путь, доходили вместе до моста, где срывали веточки плакучих ив, растущих по берегам, и при прощании обменивались ими. Сейчас мост отреставрирован и функционирует. 

Постепенно балочный способ мостостроения был вытеснен арочными конструкциями, получившими широкое распространение по всему Китаю. Китайцы изобрели арочные мосты приблизительно в V-IV вв. до нашей эры, что лишний раз свидетельствует о высоком уровне развития древнекитайской цивилизации.

Арочный мост
Мост "Встреча с драконом" (遇龙桥), Яншо, 1412 год

 

Арочная конструкция имела ряд преимуществ перед применяемой до этого балочной конструкцией. Во-первых, арочные мосты, несмотря на изящный вид, были более устойчивы к подвижности берегового грунта и наводнениям. Во-вторых, при сегментировании можно было использовать большие пролеты и высокие своды, что позволяло не прерывать на реке судоходства. Кроме того, арочные мосты требуют меньших затрат на строительный материал нежели балочные.

Самый древний в мире однопролетный каменный мост, сохранившийся до нас, - это мост Чжаочжоу (赵州桥, Большой каменный мост) в провинции Хэбэй (Hebei, 河北). Мост был построен в 610 году архитектором Ли Чунем и дошел до нас в своем первозданном виде практически без изменений, если не считать декоративных элементов, которые несколько раз меняли. Длина центральной арки – 50 м, по бокам от нее построены небольшие арочки, позволившие значительно уменьшить вес сооружения и сделать его устойчивым к наводнениям. В Европе такую технику мостостроения изобрели только в XIV веке. Необыкновенно прочный мост выдержал десять разрушительных наводнений, множество землетрясений, последнее из которых было силой в 7,2 баллов, несколько войн и восстаний.

Большой каменный мост
Мост Чжаочжоу; (赵州桥), уезд Чжао провинции Хэбэй, 610 год

 

 


Другой древнейший арочный мост сохранился в пригороде Пекина. Мост Лугоуцзяо (卢沟桥) стоит на реке Юньцзинь уже более 900 лет. Мост стал известен во всем мире благодаря венецианскому путешественнику Марко Поло, пораженного красотой моста и описавшего его в своих путевых заметках. Поэтому этот мост называют также мостом Марко Поло.

Мост Марко Поло
Мост Марко Поло, Пекин, 1189 год

 

Длина построенного из цельного гранитного массива моста – 260 м, каждый столбик балюстрады украшен каменной фигуркой льва. Удивительно, но ни один из почти 500 львов не повторяется, что всегда вызывает большой интерес у туристов, пытающихся найти две одинаковые статуи.

В южных районах, где в весной и летом идут непрекращающиеся ливни, сверху арочных мостов часто надстраивали крышу, защищавшую от дождя.

Крытый мост
Крытый мост, уезд Луншэн, Гуанси

 

Помимо арочных и балочных мостов в Китае с незапамятных времен строили подвесные мосты. Особенно этот тип сооружений широко использовался в горных районах на юге и западе Китая. При строительстве таких мостов использовались обработанные бамбуковые тросы, которые со временем были заменены на железные цепи. Часто по обеим сторонам висячего моста, под которым разверзалась пропасть или бушующая река, строились изящные китайские беседки или каменные башенки, придававшие особое очарование подобной картине.

Подвесной мост
Подвесной мост, уезд Луншэн, Гуанси

 

Древнейший подвесной мост на каменных цепях, сохранившийся до наших дней, находится в провинции Юньнань. Это мост «Цихун», построенный в 1475 году, возвышается над рекой на высоте 20 м, его длина более 100 м, а ширина – около 3 м.. Когда-то мост был важнейшим путем, связывающим Китай с соседствующими странами – Мьянмой, Лаосом и др.

За тысячелетия китайцы достигли удивительного мастерства в науке мостостроения, а современная техника позволила архитекторам воплотить в жизнь самые смелые и грандиозные проекты. Так, в 2007 году в Китае был построен самый длинный мост в мире протяженностью 36 км. Мост Ханчжоу Бэй соединил Шанхай с портом Нингбо в Восточно-Китайском море.