Великий шёлковый путь

Великий шелковый путь – одна из самых грандиозных и древних систем караванных дорог, служившая главным связующим звеном между Западом и Востоком на протяжении почти двух тысячелетий и сыгравшая огромную роль в культурном обмене между древними странами.

Легенда рассказывает, что первая ветка Великого шелкового пути возникла во II веке до нашей эры по прихоти императора У-ди (156 – 87 гг. до н.э.), пожелавшего иметь в своем войске среднеазиатских породистых жеребцов Давани, которых не водилось в Срединном государстве. Уже тогда китайцы проявили качества мудрых и хитрых торговцев, выбрав шелк главным экспортируемым товаром. Благодаря своей легкости, компактности, невероятной дороговизне и огромному спросу, он стал идеальным предметом для торговли на дальние расстояния. Естественно, что секрет изготовления этой драгоценной ткани был известен только китайцам, которым еще на протяжении многих веков удавалось хранить его в строжайшей тайне и оставаться монопольным поставщиком шелка (за разглашение секрета, за вывоз шелкопряда и семян тутового дерева полагалась смертная казнь). Несмотря на то, что шелк всегда оставался основным транспортируемым товаром, свое название торговый путь получил только в XIX веке благодаря немецкому географу Рихтгофену.

Впервые караван из Китая выступил в 121 году до н.э.: верблюды, загруженные драгоценной тканью и бронзовыми изделиями, вместе с бесстрашными купцами направились через пески Турфанской впадины, через Огненные горы к Ферганскому оазису (территория современного Узбекистана).

Впоследствии, когда Великий шелковый путь окончательно сформировался, он стал состоять из трех ветвей. Древняя торговая дорога начиналась из Чанъаня (современный Сиань), проходила по Хэсийскому коридору и достигала Синьцзяна, откуда дальше путь расходился по трем направлениям: северному, центральному и южному. Северный шелковый путь огибал северное подножье гор Тянь-Шань: Атурюк (Хами) - Фуюань (Джимсар) – Инин, и доходил до Каспийского моря. Центральный шелковый путь проходил вдоль южного склона Тянь-Шаня по маршруту: Гаочан (Турфан) - Яньци - Цюци (Куча) - Шулэ (Каши/Кашгар), далее переваливал через Памир, откуда купцы продолжали свой путь в Индию и Ближний Восток вплоть до Средиземного моря. Южный шелковый путь проходил от Дуньхуана вдоль северного склона Куньлуньского хребта по маршруту: Чарлык - Хотан - Яркенд, после чего вступал на Памирское плато, за которым следовали казахские степи.  Таким образом, Шелковый путь проходил практически через все города Синьцзяна, и за долгую историю здесь скопились многочисленные памятники старины, дающие представление о когда-то процветающей караванной дороге.

Шелк был не единственным "восточным чудом" и предметом роскоши, пользующимся популярностью в заморских странах. Из Поднебесной также вывозили знаменитый китайский фарфор снежной белизны с изящными рисунками, который стоил баснословных денег в Европе, где секрет его изготовления был раскрыт только в середине XVIII века. Также китайцы торговали изделиями из бронзы: украшениями, посудой и замысловатыми зеркалами в оправе из этого металла. Изящные зонтики, парфюмерия, китайская бумага, чай, пряности и корица попадали в европейские и арабские города благодаря Великому шелковому пути. Сама Поднебесная благодаря караванной торговле открыла для себя культуру винограда и виноделия, китайцы научились выращивать фасоль, лук, гранат, морковь, огурцы, инжир, грецкий орех и др. Из Центральной Азии в Китай попадали шерстяные ткани и ковры, верблюды, оружие, золото, серебро и стекло, в том числе из Самарканда, которое особенно ценилось аристократами Срединного государства. Из Индии купцы привозили ткани, пряности и самоцветы, но главным продуктом, попавшим в Китай из этой страны стал буддизм, оказавший впоследствии огромное влияние на становление китайской культуры.

Сегодня по маршруту Великого шелкового пути в Синьцзяне можно совершить путешествие, посетив древние города, затерянные в пустынях.