Религии Китая

Китайская духовная традиция радикально отличается от западной религиозной модели. Главное отличие китайских духовных учений заключается в отсутствии «главного» Бога – верховного судьи и творца всего сущего, а также самого понятия «веры».

С давних времен в Китае поклонялись природным силам, от которых зависело благополучие жителей, и духам предков, призванных оберегать живых. С этими культами были связаны основные традиционные китайские праздники, а церемонии жертвоприношений превращались в события государственной важности, в которых принимали участие сами императоры.

Кроме того, в Китае сформировались собственные нравственно-философские учения – конфуцианство и даосизм, а в I веке нашей эры в Поднебесную проник буддизм, продолжающий оказывать влияние на китайское мировоззрение. Но все эти направления скорее являются практиками, помогающие находиться в гармонии с государством, обществом и природой, нежели религией в западном понимании этого слова.

Храм Неба
Храм Неба в Пекине

 

Эти философские учения, несмотря на расхождения в основных идеях, тесно связаны между собой и гармонично сосуществуют. Есть даже поговорка, что китаец рождается как даос, живет как конфуцианец, а умирает как буддист. В одном храме одновременно могут приноситься жертвоприношения Конфуцию, Лао-цзы, основавшему даосизм, и Будде. Китайцы относятся к ним не столько как к историческим личностям, сколько как к понятным духам предков, с которыми можно «договориться», так как они такие же жители потустороннего мира, как и человек с присущими ему слабостями.

Когда к власти пришли коммунисты в 1949 году, то объявили официальной «религией» КНР атеизм. Хотя в последнее время в Китае возвращаются к свободе вероисповедания, а требование придерживаться атеизма распространяется только на членов коммунистической партии. Согласно официальным источникам, в Китае зарегистрировано более 100 млн верующих, более 100 000 культовых сооружений, 300 000 служителей культа, более 3 000 религиозных организаций.

Помимо перечисленных выше религиозных учений, в Китае в меньшей степени распространен ислам, шаманизм, православие, католицизм, протестантизм, тибетский буддизм и балийский буддизм. Во многом вероисповедание определяется национальной принадлежностью. Уйгуры, хуэй, казахи, киргизы, татары, узбеки, дунсяны, салары и баоань исповедуют ислам, тибетцы, монголы и югуры придерживаются тибетского буддизма, у некоторых представителей мяо и яо распространено христианство, а у большинства дауров, орочонов и эвенков — шаманизм.