Буддизм

Буддизм пришел в Китай из Индии в I веке нашей эры через Великий шелковый путь, а спустя три столетия  стал самой влиятельной религией Китая. Массовое распространение буддизма в начале новой эры связывают с растущей популярностью даосизма, в котором многое перекликалось с практикой буддийского учения, а так же с тем, что буддизм в отличие от конфуцианства утверждал ценность отдельной личности, суля ей индивидуальное спасение, не связанное с взаимоотношениями с другими людьми.                                   

Буддисты учили избегать материальных благ и чувственных желаний, заглушать стремления и вступать на путь самосозерцания, только тогда можно было достичь нирваны. Они относились к смерти как к перерождению, привнесли в Китай понятие об аде и рае. Как и в конфуцианстве, главной добродетелью считалось сыновнее благочестие и безусловное подчинение младших старшим.

Буддизм, проповедуемый индусскими монахами, претерпел в Китае значительные изменения, «окитаезировался», приобретя ряд новых черт и особенностей. Китайцам полюбилась богиня Гуаньинь, покровительствующая материнству и дающее утешение страдающим.                                                   

Часто ее изображали в виде женщины с множеством рук: многочисленные руки, головы и глаза божества символизировали множество способов помочь страждущему.                                                     

В VII веке буддийское учение стало проникать в Тибет, где со временем сформировалось новое направление буддизма – тибетский буддизм, который принято называть ламаизмом. Тибетский буддизм представляет собой комплекс учений и духовных практик, впитавших в себя традиции тантрического буддизма, махаяны и хинаяны, а также элементы существовавшей до этого в Тибете религии бон, замешанной на шаманизме и мистических обрядах.

Ученые считают, что в то время как китайский буддизм был сильно трансформирован под воздействием китайской культуры, тибетские буддисты с необычайной тщательностью сохранили и воспроизвели позднеиндийскую буддистскую традицию. В целом, тибетцы верят в строго определенную судьбу мира, изменчивость всего сущего, воздаяние за грехи, переселение душ. Самые почетные монахи получают титул лама.

Всего в Китае на сегодняшний день насчитывается около 13 000 действующих буддийских храмов и монастырей.