Монастырь Сакья
Монастырь Сакья был построен в 1073 году Кончогом Гьялпо – монахом из влиятельного и знатного рода Кхан. Уникальной особенностью региона, где расположен одноименный город, является особая «белая» (kya) земля (sa), отсюда и название города и монастыря – Sakya, «белая земля». Монастырь является главным и первым монастырем школы тибетского буддизма Сакья.
Древний род Кхон был знаменит тем, что один из его предков был первым из семи тибетцев, принявших посвящение в буддийские монахи. Этих первых монахов называли Семь Мужей Испытания или Семеро избранных. Позже, основавший монастырь потомок одного из «семи избранных» Кончог Гьялпо стал первым Сакья Тризином, то есть главным настоятелем монастыря.
Настоятели монастыря руководили Тибетом под патронажем монгольской династии Юань, правившей тогда в Тибете, вплоть до 13го века.
Монахи монастыря славились не только ученостью, но и, в первую очередь, своей политической деятельностью и довольно успешными попытками объединить Тибет в единое теократическое государство. Благодаря своим тесным контактам с правителями династии Юань в Китае, настоятелям это практически удалось. В 1251 году одному из племянников известного ученого и настоятеля монастыря Сакья Пандиты (Кунга Гьялцен) удалось стать сначала Сакья Тризином монастыря, а потом при поддержке монголов – правителем всего Тибета. Однако в 1354 году правительство пало, ввиду коррупции и внутренней борьбы среди монгольских правителей, и власть перешла к другой школе тибетского буддизма Кагьюпа.
Так как настоятели монастыря были тесно связаны с монгольской династией Юань, правившей в Китае, в архитектуре преобладает монгольский средневековый стиль. На сегодняшний день единственным уцелевшим древним строением является зал Лхакан Ченпо (Сибгон Трулпа), построенный в 1268 году.
В этом огромном зале находится великая библиотека с ценнейшими древними томами. Книги писаны золотыми чернилами, украшены иллюстрациями и облачены в металл. Совсем недавно, в 2003 году археологами была обнаружена другая гигантская библиотека, содержащая более 84 000 свитков, замурованная в стену шириной и высотой в 60 метров. Большинство из свитков – буддийские, но могут обнаружиться и работы по литературе, истории, астрономии, математике и искусству. Считается, что библиотека оставалась нетронутой сотни лет. Исследованием библиотеки занимается китайская Тибетская академия общественных наук.