Самые благонадежные туры в Китай для Вашего выбора от CHINA TRIPS!!

Вы здесь: Главная Путеводитель по Китаю Культура Китая История Династия Юань (1271 – 1368 гг.)

Династия Юань (1271 – 1368 гг.)

Предание рассказывает, что как-то раз великий Чингисхан, пытаясь захватить одну из непокорных крепостей империи Ся, обещал пощадить город, если жители передадут ему своеобразную дань – тысячу кошек и десять тысяч ласточек. Получив «выкуп», монгольский хан приказал солдатам привязать пучки хлопка к шерсти каждого животного и поджечь. Отпущенные на свободу звери вернулись в свои дома, а город мгновенно охватило пламя.

Правда или вымысел эта история – доподлинно неизвестно, однако, в целом она служит ярким примером проявленной монголами жестокости во время захватнических войн. Новорожденная монгольская империя-гигант была поделена на два каганата: один из них - Золотая Орда - занимал большую часть России и подходил к границам Польши и Венгрии. Таким образом, Китай, бывший тогда одной из самых цивилизованных стран, стал частью огромного государства, протянувшегося на север до самой Сибири и на запад до берегов Дуная.

Первый правитель новой империи – Хубилай-хан желал, чтобы его имя было связано с Китаем, и продолжил китайские династические традиции, объявив себя Сыном Неба и основав свою династию, названную Юань.

                                                               

Хубилай-хан укрепил свою власть путем централизации правительства Китая, сделав себя (в отличие от его предшественников) абсолютным монархом. Он разделил свою империю на «провинции», и эта структура на уровне провинций правительства стала моделью для последующих династий Мин и Цин.

Примечательно, что именно в начале эпохи Юань стало происходить более близкое знакомство Европы с Китаем, до этого ограничивающееся лишь самыми общими сведениями о самом существовании Поднебесной. Среди путешествующих европейцев, достигших китайской части империи, особого внимания заслуживает итальянец Марко Поло, который так понравился Хубилаю, что в течение 20 лет занимал различные должности при императорском дворе и беспрепятственно странствовал по стране. Вернувшись на родину, Марко был захвачен в плен в ходе войны с Генуей и посажен в тюрьму, где его сокамерник записал воспоминания путешественника о Китае, ставшие впоследствии настоящей сенсацией.

В целом монгольское правление было относительно мягким по отношению к местному населению. Так, например, система наказаний, введенная Хубилаем, вдвое сокращала число преступлений, каравшихся смертной казнью, и в целом была мягче предыдущей. Крупные землевладельцы и торговцы практически не пострадали. Самое тяжелое бремя легло на крестьян, которых заставляли работать на буддийские храмы, лишали собственности, привлекали к общественным работам и рекрутировали для военных походов, не всегда успешных.

Но, тем не менее, китайцы были ущемлены в своих правах: в отличие от монголов, им запрещалось носить оружие, официальным языком был объявлен монгольский, ханьцы стали составлять меньшинство в чиновническом аппарате, где все ключевые должности отдавались некитайцам. Кроме того, была отменена система экзаменов, что окончательно перекрыло доступ китайской элите к государственной службе.

Интересно, что отмена экзаменов имела неожиданные результаты: многие лишившиеся работы ученые стали заниматься литературой. В империи Юань расцвела драматургия, театры заполнили пьесы, насыщенные танцами и песнями.

Монголы отличались терпимостью к разным религиям, но по мере того, как симпатии Хубилая стали склоняться на сторону буддизма, даосы вынуждены были отойти на второй план, а буддистам было позволено продолжать свое обогащение. Это раздражало китайскую аристократию, особенно после того, как в 1285 году один буддийский монах Янь, в ведении которого находились буддийские учреждения, оплатил строительство новых храмов деньгами, полученными от разграбления императорских усыпальниц династии Сун. Всего было разорено более 100 могил, откуда было похищено 6800 унций серебра, нефрит и жемчуг. Некоторые китайские историки также обвиняют буддистов в осквернении тел усопших императоров, ссылаясь на сведения, что останки одного из правителей династии Сун сожгли, подвесив на дереве, а прах захоронили вместе с костями коров и лошадей. Учитывая то, с каким трепетом китайцы на протяжении всей своей истории относились к предкам и какими драконовскими мерами карались в предыдущую эпоху подобные преступления, можно себе представить возмущение китайской аристократии, вызванное такими действиями.

Кроме того, китайцев раздражала ненасытная жажда монголов к расширению территории. Несмотря на все предпринимаемые усилия перейти к оседлому образу жизни, их глубоко засевший инстинкт к войнам и грабежу был неистребим. Только за время правления Хубилая монгольская империя подчинила себе Бирму, Камбоджу, Корею, однако, походы против Японии и Вьетнама окончились полнейшей неудачей. Эти поражения, а также смерть любимой жены хана Чаби, а потом их сына, назначенного наследником, повергли императора в тоску. Он все чаще находил утешение в пирах и напитках, превратившись в тучного старика. В 1294 году он умер в своем дворце в возрасте 79 лет.

                                                                     

Преемники Хубилая не обладали его управленческими талантами, а наследование трона всегда было сопряжено с трудной борьбой. Первым после Хубилая стал править его внук Оладжайт-Тэмур, в целом оставивший империю без изменений. Во время правления Тэмура и сменившего его племянника Хайсан-Хулуг-хана финансовый кризис в стране, наступивший после неудачных военных походов, усилился. Были увеличены налоги и выпуск бумажных денег, что вызвало инфляцию.

После смерти хана трон занял его младший брат Аюрбарибад, воспитанный ученым-конфуцианцем. В его правления была восстановлена система экзаменов, в правительстве стали появляться чиновники, разделяющие конфуцианские ценности. Все это вызвало недовольство монгольской элиты.

Следующим правителем стал сын Аюрбарибада, восемнадцатилетний Судхибала, продолживший политику реформирования правительства. Внедрение конфуцианских идей привело к улучшению дисциплины и ослаблению бремени труда, от которого страдал народ. Чтобы сократить государственные издержки, хан издал указ об отмене практики ежегодных богатых даров монгольским князьям. Расплата за такое решение последовала довольно быстро: недовольные князья вместе со сторонниками императорского канцлера, ворвались в покои Судхибала и убили его.

Новым наследником стал один из племянников Тэмура, Эссен-Тэмура. Его правление было отмечено тем, что большинство должностей в правительстве были отданы монголам, преимущественно мусульманам, которые не стеснялись тратить государственные деньги на строительство мечетей.

За смертью Эссена последовала жестокая борьба за трон с многочисленными заговорами аристократии, что значительно увеличивало политическую нестабильность. Страну снова стали сотрясать народные восстания. Один из самых успешных мятежей, возглавленный сыном слепой нищенки и странствующего предсказателя, возник в провинции Хунань. Восстание проходило под лозунгами возрождения морали и конфуцианских принципов. После смерти вождя в 1355 году его место занял крестьянин по имени Чжу Юань-чжан, круглый сирота, чьи родители умерли от чумы. Более 10 лет этот человек, ставший впоследствии императором, вел вооруженную борьбу (восстание «Красных повязок»), в результате которой династия Юань пала, а монгольский император бежал в древнюю монгольскую столицу Каракорум. Чжу Юань-чжан основал династию Мин