Традиционная китайская живопись

История китайской живописи уходит корнями в эпоху неолита (6-5 тыс. до н.э.), о чем свидетельствуют найденные при раскопках недалеко от Сианя глиняные сосуды, украшенные изображением рыб и людей, и древнейшая керамическая чаша с нарисованными фигурками танцовщиц, найденная при раскопках в Цинхае.

Уже во времена правления династии Шан (1766-1027 гг. до н.э.), Чжоу (1027-771 гг. до н.э.), в периоды Весны и Осени (722-464 гг. до н.э.) и Троецарствия (476-221 гг. до н.э.) живопись широко использовалась при декорировании ритуальных предметов и изделий из бронзы и уже тогда древние мастера использовали в своих работах изображения-символы. Так, например, археологами были обнаружены древние рисунки на шелке из погребений царства Чу периода Воюющих царств, на которых изображены драконы и фениксы – императорские символы.

Следующим этапом развития китайской живописи стали фрески, получившие распространение в царствование династий Цинь и Хань (221 г. до н.э. – 200 н.э.). Росписями украшались дворцы, культовые сооружения и гробницы. Древнейшие погребальные фрески периода Хань были обнаружены в провинциях Хэнань, Шаньси, Хэбэй, Шаньдун, Цзилинь, Ляонин и Ганьсу.

Династия Хань
Фреска периода Хань

Вместе с распространением буддизма храмовая живопись стала переживать период бурного расцвета. В эпохи Вэй, Цзинь и Северных и Южных династий с начала III и до конца VI века были созданы уникальные фрески в пещерных храмах, многие из которых сохранились до наших дней. Самый знаменитый пещерный храмовый комплекс находится в провинции Ганьсу – это пещеры Могао, строительство которых началось в 366 году и продолжалось в течение тысячелетия. До нас в прекрасном состоянии сохранились 492 грота, в которых хранится более 2500 глиняных скульптур, покрытых древними росписями. Общая площадь настенных фресок составляет около 45 тыс. кв. м. Это место – настоящий музей древней китайской живописи, представляющий огромную ценность не только как памятник изобразительного искусства, но и как важный источник информации для изучения древнего китайского быта и градостроительства.

 Пещеры Могао
Фреска из пещеры Могао

Новых высот китайская живопись достигла в период правления династий Суй и Тан, когда Китай находился на пике своего расцвета, Пяти династий и династии Сун (581-1279). В это время сформировались основные школы и каноны традиционной китайской живописи «гохуа» (国画), в том числе акварельной, которые художники соблюдают и сейчас.

В качестве живописной основы использовался шелк или бумага, на которые специальными кистями наносилась тушь или водяная краска. Неотъемлемыми составляющими при создании любой картины были «ицзинь» -意境, то есть мысль, тема, идея, содержание мысли и «бимо» - 笔墨, что буквально переводится как «кисть и тушь» и фактически означает стиль исполнения. Живопись «гохуа» по тематике делится на три жанра: портрет, пейзаж и живопись хуа-няо (花鸟) – «цветы и птицы».

Ли Чжаодао, Гонки на драконьих лодках
Гонки на драконих лодках, Ли Чжаодао (李昭道; ок. 675 – 741)

 

 

Манера письма китайских художников кардинально отличалась от западных: живописцы опирались на использование линий, в то время как европейские мастера придавали особое значение игре тени и света. Так как жизненное мировоззрение китайцев всегда было тесно связано с природой, доминирующим жанром всегда считался пейзаж.

Танкий период, для которого был характерен подъем во всех сферах жизни общества, подарил Поднебесной целую плеяду выдающихся художников, таких как Янь Либэнь, Юйчи Ицзэн, Ли Сысюнь, Ван Вэй, У Даоцзы и других.

В эпоху Пяти династий и Северной Сун наивысшего расцвета достигло пейзажное искусство. До нас сохранились бесценные памятники этого времени – полотна «Горы, покрытые снегом» и «Путешествующие вдоль горного потока» кисти мастера Фань Куаня.

Горы, покрытые снегом; Фань Куань
Горы, покрытые снегом; Фань Куань (范寬, XI век)

Как и храмовые фрески, живопись этого периода является важным историческим документом, из которого историки узнают подробности жизни и культуры древних китайцев, их обычаи и традиции. Так, например, до нас сохранилась картина «Праздник Цинмин на реке Бяньхэ» художника Чжан Цзэдуаня, отражающая жизнь старого Кайфэна – столицы Северной Сун.

Китайская живопись
Праздник Цинмин на реке Бяньхэ,Чжан Цзэдуань (张择端, 1085—1145)

Для последующих эпох Юань, Мин и Цин характерно соблюдение уже сформировавшихся канонов и подражание великим художникам прошлых лет.

В первые годы после образования КНР выдающимися художниками были Ци Байши, Пань Тяньшоу, Хуан Биньхуан и Сюй Бэйхун. Работы Сюй Бэйхуна, изображающие рабочих, деятелей культуры и других современников, выполнены с использованием традиционной техники «гохуа» и приемами современной европейской живописи.

Китайская живопись
Ци Байши (齐白石, 1 янв. 1894 - 16 сент.1957)

 

Китайская живопись, Сюй Бэйхун
Сюй Бэйхун (徐悲鸿, 19 июля 1895 — 26 сент. 1953)

В годы «Культурной революции» живопись в Китае переживала упадок и единственным жанром живописи, имевшим право на существование, был агитационный политический плакат. С 1776 года китайская живопись вступила в период возрождения, в городах были восстановлены старые школы искусств и построены новые академии, где студенты изучают традиционную китайскую живопись.