Самые благонадежные туры в Китай для Вашего выбора от CHINA TRIPS!!

Вы здесь: Главная Путеводитель по Китаю Культура Китая История Период Весен и осеней (771 – 476 гг. до н.э.)

Период Весен и осеней (771 – 476 гг. до н.э.)

Сведения о периоде Весен и осеней (Чуньцю) дошли до нас в основном благодаря летописи Чуньцю, составление которой приписывают самому Конфуцию. Для начала этого периода была характерна раздробленность государства и постоянные междоусобные войны: в целом насчитывалось более 100 княжеств, среди которых выделялось несколько наиболее цивилизованных субъектов в бассейне реки Хуанхэ, которые уже тогда вместе назывались Чжунго (Срединное Царство, как до сих пор называется весь Китай). Постепенно размер этих «центральных государств» расширялись, а их количество уменьшалось, т.к. более могущественные княжества поглощали малые и слабые.

С каждым десятилетием власть Сына Неба, законного правителя всех земель Чжоу, ослабевала, и фактически обладающий Мандатом Неба царь стал выполнять только религиозные функции, совершая ежегодные ритуалы и жертвоприношения божествам Земли и Злаков. Тем не менее, княжества – большие и малые – постоянно сталкивались с угрозой нападения со стороны все более могущественных кочевых племен и нуждались в сильном правителе. Так в Чжоу сформировался институт князей-гегемонов, т.е. князей-помощников, которые должны были защищать земли от варваров и исполнять роль верховного арбитра в спорах между другими княжествами. Фактически, такой князь-гегемон обладал абсолютной властью в стране и подчинялся вану только номинально.

Эта система привела к усилению отдельных крупных «срединных» княжеств, среди которых особого могущества достигли государства Ци, Цинь, Цзинь и Чу.

Общество периода Весен и осеней состояло из нескольких социальных классов. В самом низу находились рабы, за которыми следовали крестьяне – большая масса людей, за счет которых существовала армия и питались княжества. Подневольные крестьяне также вынуждены были участвовать в строительстве дорог, ирригационных сооружений, храмов, разных строений, без которых государство не могло функционировать. Следующим шел смешанный класс, включавший в себя домашних слуг, ремесленников, моряков, рудокопов, коробейников и купцов, а также разбойников. Над смешанным классом располагалась аристократия, в рядах которой действовали сложные законы подчинения и доминирования.

Кроме того, в период Весен и осеней зародился новый класс ученых, включавший в себя мыслителей, художников, гражданских чиновников и учителей. Ученые должны были консультировать князя или вана, причем главным его оружием было цитирование древнего прецедента, на который никто просто так не мог закрыть глаза. Интересно, что этот принцип обращения к прошлому до сих пор соблюдается правительством при решении политических вопросов.

На короткие два века с 679 года до н.э. в княжествах Чжоу установился более или менее мирный период. Однако в 479 году хрупкое единство страны рухнуло, когда полуварварское княжество Чу разгромило соседнее царство, положив начало двухвековой эпохи кровавых войн, вошедших в историю как период Воюющих государств.

Историк Рейн Крюгер отмечает в своей книге «Китай: полная история Поднебесной», что в новый период борьба шла за овладение «телом» Китая, так как его душа уже была завоевана человеком, который умер в том же 479 г. до н.э. Этого человека, которому, возможно, было суждено оказывать самое большое и самое продолжительное влияние на человечество среди всех когда-либо живших на свете людей, звали Кон Фу-цзы, т.е. Конфуций.