Дуны

Дуны (2,5 млн., dòngzú,侗族) – крупнейшее нацменьшинство из числа так называемых кам-суйских народов, к которым также относят народности шуймулао и маонань. Основная часть дунов в Китае сосредоточена в провинциях Гуйчжоу и Хунань; около 322 тыс. проживает в автономных уездах на севере Автономного округа Гуанси. За пределами Китая дунов можно увидеть во Вьетнаме и Лаосе.\\

О происхождении собственного народа у дунов есть следующий миф. Когда мир только возник и людей на земле ещё не было, четыре черепахи вышли на берег реки и отложили по яйцу. Три яйца сгнили, но из четвертого появился мальчик. Тогда черепахи сделали ещё одну кладку из четырех яиц. Три яйца опять сгнили, а из четвертого появилась девочка. Черепашьи дети быстро выросли, поженились, и у них появилось двенадцать близнецов; шесть сестёр и шесть братьев. Среди них был мальчик Цзянлян и девочка Цзянмэй, которые очень любили шалить. Однажды Цзянлян из озорства спилил священное громовое дерево небесной богини Сасуй, отчего разгорелся огромный пожар.

Разгневанная богиня согнала тучи и устроила большой дождь. Девять месяцев продолжался ливень, и на земле началось наводнение, полностью затопившее долины и горы. Большинство людей утонуло, однако, Цзянлян и Цзянмэй забрались внутрь плававшей по волнам  пустой тыквы и там спаслись от беды. Через девять месяцев Сасуй пожалела детей и создала двенадцать пылающих светил, которые быстро высушили всю воду. Однако от чрезмерного жара на земле наступила засуха. Тогда Цзянлян стрелами сбил десять светил, оставив на небе только два - одно для дня и еще одно для ночи. После этого Сасуй  сбросила с неба жернова и отправила на землю орла-вестника. Птица приказала Цзянляну и Цзянмэй стать мужем и женой  и научила их сеять злаки и пользоваться жерновами.  От брака двух людей, переживших потоп, и появились предки главных народов, населяющих Гуанси - ханьцевчжуановмяо и дунов.

Таким образом, дуны считают себя исконными жителями южных земель Китая. Первые упоминания о племени байюе, от которого произошли дуны, относят к 3 в. до н.э.

Нынешнее наименование «дун» было закреплено за народностью вскоре после образования Китайской Народной Республики; тогда же была создана дунская письменность на основе латинницы. Интересно, что грамотность у дунов традиционно считается мужским делом, и поэтому в дунских школах выше начального уровня даже сейчас мальчиков намного больше чем девочек.

Если у соседней народности яо главный человек в семье - это тёща или её мать, а жених после свадьбы должен перебраться в дом родителей жены и принять их фамилию, то в традиционном дунском обществе женщина имела более низкий статус, чем мужчина. Дунская девушка не может наследовать имущество своих родителей, не имеет права касаться ритуальных предметов и не должна находиться на верхнем этаже или подыматься по лестнице, если там находятся мужчины (считается, что это их лишит мужских качеств).  Но при этом дунки могут свободно выбирать себе мужей. У дунок даже сохраняется возможность поменять мужа, если в течение трех лет пара не может зачать ребенка. 

Особенной красотой и оригинальностью славится дунская архитектура. Поскольку народ всегда жил в горной местности с узкими речными долинами и озерами, дунцами был придуман интересный метод сооружения домов. При строительстве хижины в  дно водоёма или в болотистую почву вбиваются сваи, на которые крепится деревянный каркас здания.  Затем к каркасу присоединяют стены, крышу и остальные части строения, которые покрываются изящной резьбой. Сделанный таким образом деревянный дом может тянутся с одного берега реки на другой и поэтому больше напоминает широкий крытый мост с башенками на крыше. Однако самым красивым и самым важным зданием дунской деревни является барабанная башня. Как и все дунские сооружения, она деревянная, стоит на высоких сваях и непременно имеет основание в виде квадрата, шестиугольника или восьмиугольника, а также многоярусную пирамидальную крышу с множеством резных изображений  драконов, змей, птиц, черепах и других магических существ. В этой башне хранится специальный бронзовый гонг - главная реликвия дунской общины. Рождение ребенка, болезнь или смерть родственников, пахота или уборка урожая - все эти события в жизни дунов требуют особых обрядов  которые нельзя провести без ритуальной музыки гонга.  Кроме гонга  в башне имеется очаг, у которого жители деревни собираются на совет. Здесь они обсуждают накопившиеся дела, решают, как жить дальше, а также встречают наиболее уважаемых гостей и устаивают в их честь пир. Так что, если вы, заблудившись, попадете в дунскую деревню,то смело идите к барабанной башне - там вас накормят, приютят и помогут найти дорогу.